Click to order
Cart
Total: 
Your Name
Your Email
Your Phone

Французские ученые тестируют средство против гендерных стереотипов на себе

Женщины-ученые в России тоже не удовлетворены своей академической карьерой
Если вы думаете, что высокий уровень интеллекта спасает от гендерных стереотипов, то это не так. Доказательство тому результаты исследования Национального центра научных исследований (НЦНИ) Франции, опубликованные в журнале «Естественное поведение человека» (Nature Human Behaviour) в августе 2019 г.
Фото: depositphoto
Несмотря на наши убеждения, что наукой могут заниматься не только мужчины, люди все еще ассоциируют ее с мужским занятием. И этот стереотип силен не только в обывательской среде, но и среди ученых, которые часто его не осознают. Но, тем не менее, он влияет на решения научных советов, ставя женщин в невыгодную позицию по сравнению с соискателями-мужчинами. Косвенно это подтверждается статистикой самого НЦНИ, где всего 35% женщин-исследователей в среднем по всем дисциплинам.

Факт влияния стереотипов проявился после того, как исследователи из Франции и Канады изучили деятельность 40 оценочных комитетов НЦНИ, которые рассматривают заявки соискателей на позицию исследователей-докторов наук, за два последних года.
Исследование показало, что и мужчины, и женщины и в точных, и в гуманитарных областях устойчиво ассоциируют науку с маскулинностью.
Этот стереотип носит скрытый характер, и в большинстве случаев не осознается на вербальном уровне. И этот результат соответствует наблюдениям среди обычных людей.

Но влияет ли этот стереотип на решения, принимаемые научными советами? Ответ – да. Особенно если они отрицают факт существования предубеждений против женщин. Как правило они объясняют гендерный диспаритет осознанным выбором самих женщин, или «естественной» для их пола неспособностью заниматься определёнными видами исследований. Это справедливо примерно для половины комитетов. И чем сильнее неосознанный стереотип, тем реже женщины получают положительное решение.
И напротив, там, где члены комитета понимают, что на них могут влиять неосознаваемые ими предубеждения, даже сильно выраженные стереотипы не оказывают влияния на их решения.
Поэтому для того, чтобы снизить влияние стереотипов, было решено проводить обучение среди членов научных советов НЦНИ по гендерным стереотипам, а также выбирать в каждом научном совете человека, ответственного за вопросы гендерного равенства.

Для сравнения с российской научной действительностью мы обратились к статье профессора социологии НИУ ВШЭ Елены Рождественской об академической карьере женщин, опубликованной также в августе этого года. Она приводит любопытные факты.

К примеру уровень удовлетворённости женщин в системе НИУ ВШЭ по всем исследуемым параметрам (возможность вести или совмещать научную и преподавательскую деятельность, повышать квалификацию, удовлетворенность условиями адаптации, балансом жизни и труда) значимо ниже, чем у мужчин.

В целом карьерные и статусные достижения женщин из научной среды в России гораздо скромнее. Мужчины чаще становятся профессорами, доцентами и старшими научными сотрудниками. Мужчин больше среди деканов и их заместителей.
Среди российских вузовских работников 14% докторов наук мужчины, и только 6% женщины. Доля женщин-ректоров ВУЗов колеблется между 12,8% и 16,3% в зависимости от того, в ведении какого министерства они находятся.
Женщины-ученые, как правило, зарабатывают на 16-18% меньше коллег-мужчин. Это как раз объяснятся меньшим количеством ученых степеней и менее продолжительным стажем работы. А среди 20 самых высокооплачиваемых руководителей ВУЗов женщин нет совсем.
Текст Екатерины Кравцовой
В статье использованы материалы: Even scientists have gender stereotypes ... which can hamper the career of women researchers, Science Daily, 26.08.2019 и Статья Рождественской Е. Ю. Академическая женская карьера: балансы и дисбалансы жизни и труда// Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. Т. 151. № 3. С. 27-47
03 сентября / 2019