Click to order
Cart
Total: 
Your Name
Your Email
Your Phone
Екатерина Кравцова
Главный редактор портала womenonboards.ru

Стеклянный утес: действительно ли женщины-руководители опасны для компаний?


Некоторое время назад в СМИ широко обсуждалось состояние дел одного крупного ретейлера из-за резкого падения прибыли и стоимости акций, планов масштабного сокращения персонала и назначения женщины на пост СЕО, которая должна была развернуть ситуацию и вернуть доходы компании.
Фото: depositphoto
Речь идет не о сети «Магнит», ассоциация с которым сразу же приходит на ум. Это кейс ретейлера W.H.Smith и ее СЕО Кейт Свон из статьи Майкла Райен и Александра Хаслама в «Британском журнале по менеджменту" за 2005 год «Стеклянный утес: доказательство избытка женщин на уязвимых лидерских позициях». А повод вспомнить об этой публикации связан как раз с "Магнитом", вернее с отставкой Ольги Наумовой с поста СЕО этой компании спустя год после назначения.

В ответ на активное обсуждение этой новости членами сообщества «Женщины в советах директоров» и публикации уважаемого информагентства о том, что якобы есть доказательства тому, женское руководство негативно отражается на финансовой результативности вверенных им компаний без внятных с ссылок на конкретные материалы, я пообещала сделать аннотацию к исследованию, опровергающему этот тезис. Пришло время выполнить обещание.
Методика
Поводом для исследования Майкла Райена и Александра Хаслама стала публикация Джаджа в газете The Times за 2003 год под заголовком «Женщины в советах директоров: помощь или тормоз» о том, что большой поток женщин, преодолевших стеклянный потолок, на самом деле усугубил финансовое положение компаний и снизил стоимость их акций.

Прежде всего Хаслам обратил внимание на то, что Джадж, как и многие другие исследователи, пренебрег обстоятельствами назначения женщин на пост руководителя компаний. Поэтому в своем исследовании он оценивал динамику стоимости акций за несколько месяцев до и после назначения и учитывал фактор сезонности, т.к. в первой половине года рынок, как правило, падал, а во второй половине года рос.

В качестве базы он использовал данные о компаниях FTSE100 за 2003 год. Тогда женщины заняли 19 мест в бордах 18 компаний. Для корректности сравнения, исследователи выделили 19 компаний, назначивших мужчин примерно в тот же период времени и в тех же отраслях.

В целом при сравнении изменения стоимости компаний FTSE100 за последние 12 месяцев (с декабря по декабрь) выводы Джаджа подтвердились: чем выше доля женщин совете директоров, тем хуже финансовый результат компании. Однако, если сравнивать показатели 37 компаний, назначивших мужчину или женщину, статистически существенных отличий со средними результатами FTSE100 не наблюдалось.

Но такой верхнеуровневый подход не проливал свет на причинно-следственную связь и не учитывал обстоятельства назначения и колебания стоимости компании в течение этого времени. Поэтому исследователи сделали следующий шаг и оценили динамику стоимости компаний за 5 месяцев до назначения и 3 месяца спустя. В выборку попали 15 компаний с «женскими назначениями» и 16 компаний с «мужскими».
Детальный анализ показал, что компании, назначившие в совет директоров мужчин, вели себя более стабильно независимо от времени события. А стоимость акций компаний, назначивших женщин со временем менялась сильнее.
Например, в случае избрания женщины в первой половине года, линия тренда стоимости компании значительно повышалась. В компаниях, которые назначали женщин во второй половине года, линия стоимости акций была такой: до назначения женщины динамика стоимости была положительной, а после назначения – сравнительно стабильный.
Результаты
1
Упрощенный подход к исследованию компаний FTSE100 показал, что привлечение женщин в советы директоров негативно отражается на их результативности. Но более тщательный подход с учетом обстоятельств назначения выявил, что все не так просто.
2

Вопреки утверждениям Джаджа назначение женщин в условиях падения рынка положительно отражается на динамике стоимости компании, в то время как при росте рынка стоимость компаний с женщинами в совете директоров сравнительно стабильна. (К такому же выводу пришла я в исследовании «Женщины в советах директоров ТОП100 крупнейших публичных российских компаний, 2019»)

3
В периоды падения фондового рынка, за несколько месяцев до назначения женщин в советы директоров, компании были в худшем положении, по сравнению с теми, кто потом назначил мужчин. Напротив, когда рынок акций был сравнительно стабильным, компании, нанявшие женщин, имели положительную динамику стоимости.
Эти наблюдения позволили сделать следующее обобщение. Женщины с большей вероятностью попадают в советы директоров компании в моменты турбулентности их стоимости или критического разворота вниз. Их как бы помещают на вершину стеклянного утеса, т.е. они становятся у руля в кризисных для организации ситуациях, что делает их позицию очень уязвимой.
В сложной ситуации компании склонны привлекать особое внимание к руководителям, персонализировать ответственность за результаты компании и объяснять происходящее через призму индивидуальных особенностей лидеров, не учитывая ситуационные факторы и окружающий контекст.

В этой связи женщины, принимающие на себя роль лидера, могут быть подвержены более жесткой критике, чем мужчины, и обвинены в плохих результатах компании, истоки которых были заложены задолго до их прихода. И это печально, ведь директора компаний-неудачниц вряд ли смогут рассчитывать на успешное продолжение карьеры в ближайшем будущем.

Но в реальности на стоимость компаний влияет не конкретный персонаж в директорском корпусе, а восприятие и ожидание инвесторов. А следовательно, уровень доверия, которое они оказывают компании после того или иного назначения. Разумеется, компании в курсе этой особенности, поэтому решение назначить женщин в совет директоров сигнализирует инвесторам о готовности к серьезным изменениям.

В заключении исследователи приводят ссылки на конкретные исследования о том, что женщинам сложнее продвигаться к корпоративной вершине. На своем пути они встречают больше критики и пристрастия, а позиции, которые они в итоге занимают менее перспективны, чем у мужчин.
Послесловие
Почти 15 лет назад авторы исследования предсказали, что со временем накал дискуссий об участии женщин в управлении будет расти пропорционально их влиянию на бизнес. Собственно, сейчас так и происходит. Повышенное внимание к способностям женщин руководить крупными компаниями или эффективно работать в советах директоров воспринимается как хайп и вызывает у многих раздражение.

Надеюсь, что эта публикация, как и вся деятельность нашего портала как минимум вернет дискуссию в конструктивное русло, а как максимум изменит отношение к женщинам на стратегических позициях в бизнесе.

Текст: Екатерина Кравцова, главный редактор портала womenonboards.ru
Использованы материалы: M.K. Ryan, S.A.Hslam "The Glass Cliff: Evidence that women are over-represented in precarious leadership positions". British journal of management, Vol.16, 81-90 (2005)
01 августа / 2019