womenonboards.ru
Click to order
Total: 
Ваша фамилия
Your Email
World Bank & World Trade organisation

Женщины и торговля

Роль либерализации международной торговли в устранении гендерного неравенства
Всемирный банк и Всемирная торговая организация опубликовали глобальный доклад о месте и роли женщин в международной торговле, а также о том, как развитие международной торговли влияет на роль и место женщин в экономике. Мы расскажем об основных выводах, которые показались нам интересными.
Развитие международной торговли с начала 1990-х изменило глобальную экономику, способствуя повышению уровня жизни и снижая уровень бедности, особенно в развивающихся странах. Оно расширило возможности женщин и изменило их роль в обществе. Но все же способы влияния торговли на гендерное неравенство еще недостаточно хорошо изучены. Причина в отсутствии системы сбора данных. Недостаточность гендерных данных затрудняет изучение влияния торговли на распределение гендерных ролей в экономике, и как следствие препятствует разработке эффективной гендерной политики.
Новые эмпирические данные, которыми располагают Всемирный банк и ВТО, подтверждают благоприятное влияние либерализации торговли на положение женщин.
Компании, вовлеченные в международную торговлю, нанимают больше женщин
В среднем в развивающихся странах женщины составляют примерно треть персонала компаний, имеющих внешнеторговые связи. При этом в импортирующих компаниях женщин только четверть, а в экспортирующих 28%. Женщины также лучше представлены в бизнесах, которые являются частью глобальных цепочек создания ценности (Global Value Chains - GVCs), или принадлежат иностранцам. Женщины составляют 36,7% коллективов GVC компаний и 37,8% компаний с иностранными собственниками. Это на 10,9 -12,2 процентных пункта больше, чем в локальных компаниях без иностранного участия в капитале.
Рис.1. Доля женщин в среди персонала выше в компаниях, вовлеченных в международную торговлю
Торговля способствует повышению уровня заработка женщин и способствует экономическому равенству полов
При удвоении экспорта промышленных товаров в развивающихся странах, доля женщин в зарплатах в производственном секторе вырастает на 5,8 процентных пунктов. Это происходит благодаря повышению уровня занятости и уровня вознаграждения. В африканских станах повышение уровня зарплаты даже на 3,7-4 процентных пункта означает две дополнительные оплачиваемые недели году, что превращается в возможность прокормить еще одного члена семьи, обеспечить школьными принадлежностями и школьной формой.
Рис.2 С ростом уровня торговых отношений и вовлеченности в глобальные торговые цепочки снижается гендерный разрыв в уровне оплаты труда.
Торговля улучшает качество рабочих мест для женщин
На развивающихся рынках в экспортоориентированных секторах женщины с большей вероятностью трудоустроены в соответствии с законодательством, имеют возможность повышать квалификацию и работают с соблюдением норм безопасности труда. Доля неформально занятых женщин в отраслях с низким экспортным потенциалом составляет около 20%, а в экспортоориентированных 13%. Кстати при сравнении локальных и экспортоориентированных компаний, доля неформально занятых женщин падает более значимо, чем неформально занятых мужчин – 7 процентных пунктов вместо 5-и.
Рис.2. Женщины реже привлекаются к неформальной занятости в секторах, интегированных в торговлю
Кроме того, развитие торговли и технологий способствует эволюции роли женщин в экономике. Они начинают проникать в сферы, традиционно занимаемые мужчинами. Особенно это проявляется в «новых профессиях» и, кроме всего прочего, уменьшает гендерный разрыв в уровне оплаты труда. Но не смотря на тренд увеличения количества женщин на позициях, требующих высокого уровня образования и профессиональных навыков, порядка 80% женщин все еще заняты на позициях с низкой и средней квалификацией. И даже в развитых экономиках гендерный разрыв в оплате за равный труд в инновационных отраслях сохраняется.
Как торговля влияет на женщин-производителей и владельцев бизнесов
Женщины-владельцы бизнеса позитивно влияют на уровень занятости женщин. Доля женщин среди персонала экспортных компаний, которыми руководят женщины на 4 процентных пункта выше, чем в таких же компаниях под руководством мужчин, и до четырех раз выше в импортоориентированных компаниях.

Глобализация бизнеса и цифровые технологии стимулируют многие компании участвовать в торговле и зарабатывать на ней. Доля бизнесов, возглавляемых женщинами, в сырьевых странах выросла с 18% до 20% и превысила 23% в странах с высокой долей обрабатывающих производств и сектора услуг. Несмотря на то, что женщины возглавляют только 12% компаний-экспортёров в сырьевых странах, в странах с развитой промышленностью таких компаний уже 16%.

Несмотря на рост доли «женских» бизнесов по мере развития торговли, случаи владения женщинами международных компаний очень редки. По данным Всемирного банка, исследовавшего данные 35,000 производственных и более 31000 сервисных компаний в 76 развивающихся странах, доля собственников-мужчин составляет 90% и 88% соответственно.
Доля компаний, которыми владеют женщины сфере производства и услуг.
«Женские» компании значительно реже «мужских» занимаются экспортом, реже вовлечены в международные торговые цепочки или имеют иностранный капитал. Существуют три основных причины этого явления:
Государственный протекционизм
«Женские бизнесы» как правило сосредоточены в отраслях, которые активнее защищаются государством от внешней конкуренции. Например, 55% производственных компаний с женщинами-собственницами сконцентрированы в текстильной, швейной отраслях, а так же в производстве напитков и продуктов питания.
1
Слабая конкурентоспособность
Размер компании, продуктивность, наличие навыков и опыт в женских бизнесах создают дополнительные барьеры для экспорта их продукции. В таких компаниях как правило ниже зарплаты, они значительно меньше, менее продуктивны и меньше существуют на рынке. Они гораздо реже пользуются электронными средствами связи и не имеют собственного веб-сайта.
2
Отсутствие историй успеха
Малочисленность торговых компаний, которыми владеют женщины, является следствием недостаточного количество бизнесов с женщинам-владельцами в целом. В производственном секторе всего 10,3% компаний владеют женщины, в сфере услуг уже 15,5%. Наибольшая доля компаний принадлежит женщинам в сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, транспорта. Несмотря на то, что туристическая отрасль не является основной для трудоустройства женщин, она создает для них наибольшие возможности выхода на международные рынки.
3
Автор аннотации Екатерина Кравцова, глвный редактор портала womenonboards.ru Аннотация освещает лишь небольшую часть вопросов доклада "Women and trade". Подробности вы можете прочитать в его полной версии .